Поддержать

Особый театр: сказка, которая лучше реальности

Ксения Сафронова

Deutsche Welle. Ноябрь 2016

 

В уникальной постановке "BioFiction" немецко-российская труппа рассказывает о жизни людей с ограниченными возможностями. Корреспондент DW побывал на премьере в Берлине.

Проект BioFiction. Где заканчивается реальная жизнь?

 

Все начинается с экскурсии по комнате и истории о мягкой игрушке, которая всегда висела над кроваткой школьницы. Потом - горькое воспоминание о неудавшемся признании в любви. Четыре российские актрисы и четыре немецких актера с особенностями ментального развития рассказывают свои истории. Девушки из России вспоминают детство, напевая песни и воспроизводя сюжеты народных сказок. Потом на сцене появляются немецкие участники. Один из них так долго не выходил из комнаты, что научился разговаривать со стенами. Другого героя учительница попросила перевестись в школу для "особенных" детей. Постепенно рассказ обретает все больше фантастических элементов, а зритель погружается в сказку, которая в понимании актеров намного лучше реальности. В конце спектакля актеры немецко-российской труппы танцуют и поют вместе на одном языке. То, что раньше казалось совершенно чуждым и относилось к другой культуре, становится для них родным и понятным.

Особый театр

Проект "BioFiction. Где заканчивается реальная жизнь?" - возможность познакомиться с этими "особенными" актерами. Над коллажем из реальных и вымышленных историй работают сразу два театра - берлинский коллектив Thikwa под руководством Герда Хартмана (Gerd Hartmann) и московская интегрированная театр-студия "Круг II" Андрея Афонина. В новой совместной постановке четыре российские актрисы и четыре немецких актера пытаются ответить на вопрос, что отражает действительность острее -  выдуманные или реальные истории.

Проект BioFiction. Где заканчивается реальная жизнь?

Проект "BioFiction. Где заканчивается реальная жизнь?"

Происходящее на сцене заставляет зрителей следить за каждым жестом актеров. Несмотря на то, что участники говорят на разных языках, они понимают и чувствуют друг друга на совершенно ином уровне: при помощи взглядов, мимики, легких прикосновений. Они рассказывают о трех отрезках непростого жизненного пути.

Реальные истории

Изначально оба режиссера хотели сравнить народные сказки двух стран. Но в процессе работы они поняли, что самые сильные отличия русской и немецкой культуры можно увидеть при помощи историй из жизни людей с особенностями развития здоровья.

Работа над "BioFiction" длилась два года. Сценарий основан на историях, которыми поделились сами актеры во время совместных тренингов и репетиций. Здесь все, как в настоящем театре: участники трудятся по пять часов в день, волнуются перед премьерой и радуются аплодисментам после. В начале ноября постановку покажут в Берлине на сцене студии Thikwa, а в декабре артистам предстоит отправиться на гастроли в Москву, Санкт-Петербург и Псков.

Урок ответственности

В 2014 году режиссеры Андрей Афонин и Герд Хартман получили театральную премию "Золотая маска" за лучший спектакль-эксперимент под названием "Отдаленная близость". Сегодня их постановки известны за пределами двух столиц.

Чтобы работать в театре, "особым" актерам приходится преодолевать сразу несколько непростых этапов. Им трудно быть самостоятельными, так как они часто нуждаются в сопровождении. По мнению режиссера Андрея Афонина, в процессе репетиций участники становятся более уверенными в себе. Ведь в театре человек отвечает не только за себя, но и за весь коллектив.

"Наши актеры работают пять дней в неделю. Нужно чтобы родители хотели, чтобы их "взрослые дети" занимались таким серьезным делом. Так как в стране не существует специальной системы поддержки взрослых людей с особенностями развития в плане трудоустройства и самостоятельного проживания, интегративный театр не получает никакого финансирования от государства", - рассказал режиссер в интервью DW. Именно поэтому спектакль "BioFiction" попал на большую сцену благодаря поддержке Института имени Гете в Москве и успешной краудфандинговой кампании.

Быть нужными

Интегративные театры предоставляют возможность людям с ограниченными возможностями здоровья реализовать свой творческий потенциал. Репетиции и выход на сцену - это возможность высказаться и почувствовать себя востребованным. Пока студия "Круг II" - единственное место в России, где люди с ограниченными возможностями здоровья занимаются творчеством по 30 часов в неделю. "К сожалению, многие думают, что таким людям нужны реабилитация или путевки в санатории. Но им требуется иная помощь. На самом деле, инвалид - это не тот, кто что-то не умеет, это тот, кто никому не нужен", - уверен режиссер Андрея Афонин.